Menu Close

Краткий гид по Щукинской коллекции


Коллекция мецената Щукина — одна из наиболее значительных коллекций искусства европейского модернизма, охватывающая важнейшие художественные течения конца XIX — начала ХХ века. Выставка «Щукин. Биография коллекции», которая проходила летом прошлого года, стала самой посещаемой в ГМИИ имени А.С.Пушкина почти за 40 лет. Ее посетили 350 тысяч человек.

История собрания этой грандиозной коллекции делится на несколько основных этапов, по которым можно, как по точкам, нарисовать историю развития французской живописи — и перманентную художественную революцию — начала XX века. Своих первых импрессионистов Сергей Щукин купил в 1898 году — и постепенно приходил к осознанному приобретению работ, художника за художником, периода за периодом. Если работа Пикассо, то периода перехода к кубизму, если Матисс, то уже тот, что начал создавать радикально новые визуальные миры. Он словно сжигал за собой мосты, чтобы не иметь возможности вернуться обратно: уж если перестал собирать импрессионистов, то действительно перестал, и точка. Так, в 1904-м он начинает интересоваться постимпрессионистами, два года спустя влюбляется в работы Анри Матисса, в 1908-м — в Пикассо предкубистического периода. Только за 1909 год Щукин купил двадцать работ художника, но в 1914-м коллекция перестала пополняться — началась Первая мировая.

Клод Моне, «Стог сена около Живерни», 1889

Коллекционером двигала невероятная страсть. «Сумасшедший писал, сумасшедший купил», — говорил он сам. Щукин считал, что покупать надо работу, которая вызывает шок, колкую, характерную. Не то, что нравится сразу, а то, что, возможно, со временем ты начнешь понимать и принимать. Когда он сам водил экскурсии по своему дому, то говорил про Матисса: «Так глаза и рвет, как по битому стеклу босиком гуляешь, но зато после битого стекла все кажется мармеладом».

Действительно, после «Танца» и «Музыки» все воспринималось через призму танца и музыки, потому что развидеть их было невозможно — как современным тогда российским художникам, так и простым посетителям. Возможно, именно поэтому «Танец» Матисса — первое, что увидят зрители, поднимающиеся по центральной лестнице Пушкинского. А все собрание в таком объеме, скорее всего, больше не увидят никогда: многие работы могут не пережить еще один переезд.

Анри Матисс, «Музыка», 1910

ИМПРЕССИОНИЗМ

ИМЕНА:

 КАМИЛЬ ПИССАРРО,

 КЛОД МОНЕ,

 ПЬЕР ОГЮСТ РЕНУАР,

 ЭДГАР ДЕГА

КАК ОТЛИЧИТЬ:

Если вы видите полотно с изображением чего-либо на открытом воздухе и вам кажется, что можно почувствовать силу ветра и свет солнца — естественный, с массой переливов, — это импрессионизм. Для художников-импрессионистов важно не что именно изображено (поле или собор), важно как. Это чистая визуальность: вибрирующий мазок, мгновенное настроение. Одно из хрестоматийных импрессионистских произведений — «Скалы в Бель-Иль» Клода Моне. Щукин купил его в 1898 году, и после этого целых шесть лет покупал только импрессионистов.

Клод Моне, «Дама в саду Сент-Андресс», 1867
Клод Моне, «Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание парламента», 1904

Пьер Огюст Ренуар, «Девочка с лейкой», 1876

КАМИЛЬ ПИССАРРО

Камиль Писсарро, «Площадь французского театра в Париже», 1898

Разочаровавшись в парижской Школе изящных искусств, молодой художник стал посещать натурную мастерскую, где познакомился с будущими союзниками по избранному художественному методу — Полем Сезанном и Клодом Моне. А затем примкнул ко всей арт-тусовке Парижа, которая собиралась в кафе «Гербуа» (там часто бывали Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега и Эмиль Золя). Изменчивые состояния природы, «подвижная атмосфера», форма, созданная с помощью цветных мазков, — Писсарро был наиболее последовательным, эталонным импрессионистом и к 1890-м годам выработал свой узнаваемый почерк внутри направления.

КЛОД МОНЕ

Клод Моне, «Белые кувшинки», 1899

Пожалуй, самый известный импрессионист — именно имя Моне первым приходит на ум любому, кто хоть немного знает про это художественное направление. Художника интересовали самые тонкие изменения, которые он фиксировал на холсте: игра ветра на поверхности воды, фигуры, сливающиеся с пейзажем. Одну из самых важных работ для импрессионизма — «Даму в саду Сент-Андресс» — Моне написал, уехав из Парижа на нормандский курорт, где можно было работать на природе. После нее этот живописный стиль стал развиваться динамичнее.

Клод Моне, «Завтрак на траве», 1865

ПЬЕР ОГЮСТ РЕНУАР

Пьер Огюст Ренуар, «Обнаженная», 1876

Наиболее известен своими изображениями женщин и детей; его «Портрет актрисы Жанны Самари» можно считать эталоном импрессионистского портрета. Художественные салоны бесконечно отказывались от его работ, что только заставило художника активнее развивать свой стиль. Отличить его работы от других импрессионистов легко по нежным изображениям девушек и преобладанию голубого, зеленого и розового.

Пьер Огюст Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877

ЭДГАР ДЕГА

Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы», 1897

Видите на холсте балерину в голубых тонах и в движении? Это Эдгар Дега. Он делал наброски с натуры в танцевальных классах, в опере, на ипподроме, в кафе, писал ритм движения фигур, улавливал движение даже в казалось бы статичных вещах. Много работал с пастелью — она позволяла ему достичь пульсации цветового пятна.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 6266c352d3aef16096517adbf482ba19.jpg
Эдгар Дега, «Танцевальный класс», 1871-1874

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ

ИМЕНА:

ПОЛЬ СЕЗАНН,

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ,

 АНРИ РУССО,

ПОЛЬ ГОГЕН

 АНРИ МАТИСС

 ПИКАССО

КАК ОТЛИЧИТЬ:

Постимпрессионизм — это не стиль вовсе, а собирательный термин для искусства после импрессионизма. Его общей чертой можно считать то, что импрессионизм перестал быть интересным, наскучил. Внимание только к внешнему стало считаться клише, художники начали обращать внимание на внутреннее состояние. Отсюда взялась новая материальность. Так что если вы видите смелые мазки, плывущие формы, особые сюжеты — возможно, это те самые художники «после».

ПОЛЬ СЕЗАНН

Поль Сезанн, «Мужчина, курящий трубку», 1902

Сезанн — категоричный, последовательный художник, который любил трехмерность, но ненавидел декоративный подход к живописи. Узнать работы Сезанна можно по упрощенной форме предметов: дома-кубики, деревья-пирамидки и гора-треугольник соседствуют на его холстах с очень «живой» природой: зеленью листвы и голубизной неба.

Поль Сезанн, «Пьеро и Арлекин», 1890

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ

Винсент ван Гог, «Портрет доктора Феликса Рея», 1889

Человеческие фигуры у Ван Гога ощущаются частью природы, формы кажутся текучими, видна динамика. Чувствуется напряжение, волнение, как у Маяковского в «Скрипка и немножко нервно». Натурные пейзажи тревожны, но в них чувствуется жажда жизни.

АНРИ РУССО ПО ПРОЗВИЩУ «ТАМОЖЕННИК»

Анри Руссо, «Муза, вдохновляющая поэта», 1909

Типичные приемы Руссо — наивные изображения людей, машин, животных, много зеленого цвета. Художник намеренно упрощал формы, что буквально создало новое направление в живописи — примитивизм. Выдуманные художником миры в картинах соединяются с реальными городскими сюжетами.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 0cb842432a505b3c33a25577f410598b.jpg
Анри Руссо, «Нападение ягуара на лошадь», 1910

ПОЛЬ ГОГЕН

Поль Гоген, «А, ты ревнуешь?», 1892

Для Щукина Гоген был художником исключительно таитянского цикла (в 43 года тот уехал на Таити, чтобы жить на природе, и даже женился на местной девушке). 16 полотен, развешенные в доме коллекционера, казались цельной монументальной фреской. Узнать цикл довольно просто. Видите яркие и практически лишенные объема изображения таитянок — скорее всего, это Гоген.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 184e4d1d25d4b9f431933e2abee07717.jpg
Поль Гоген, «Идол», 1898

АНРИ МАТИСС

Анри Матисс, «Игра в шары», 1908

Анри Матисс в истории искусств по-щукински — это отдельное ни на что не похожее направление. Матисс считается лидером фовизма, который можно опознать по непривычной яркости красок, нарочитой грубости форм, «дикому» колориту и остроте ритма. В то же время основные работы из щукинской коллекции были созданы уже после распада группы. Работы Матисса визуально соответствуют выдвинутой им самим концепции «эмоций за счет простых средств». Видимо, за эту простоту и одновременно дерзость его и любил Щукин, который покупал Матисса много, регулярно и смело. Художник даже приезжал к Щукину в гости и написал по его заказу панно «Музыка» и «Танец», «Купание» и «Медитация».

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 91aba3df662045c5815cdb0e5037a545.jpg
Анри Матисс, «Мастерская художника», 1911

ПИКАССО

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - dbba28845b44e5c1b23710c4438f8cf7.jpg
Пабло Пикассо. «Дама с веером», 1909

Бунтарь от искусства и основоположник кубизма — где мир изображают с помощью геометрически правильных фигур, а все многообразие сюжетов вписывается в строгую примитивную форму. В коллекции Щукина была 51 работа Пабло Пикассо, и он даже освободил под них свой кабинет. У художника было несколько разных периодов, но «щукинский Пикассо» — это в первую очередь кубизм. Его «Девушка с веером» в свое время вызывала у посетителей коллекции даже больший шок, чем матиссовские полотна. От кубистического Пикассо у вас будет чувство непроходящего беспокойства, скрежета гвоздя по стеклу.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - af844dcf900d50732ce90df370f60ec3.jpg
Пабло Пикассо, «Портрет Амбруаза Воллара», 1910

Арина Романцевич

Источник: https://theblueprint.ru/culture/art/kollekcia-schukina

Подписывайся на наши группы в соцсетях и получай интересные новости каждый день!

Facebook
https://www.facebook.com/SAVOU.ru

Вконтакте:
https://vk.com/public200231099

Телеграм:
https://t.me/savouru