Menu Close

Как развивалась Палехская миниатюра: жар-птицы, партизаны, Гагарин и фэнтези


Палех — маленький поселок Ивановской области, первое упоминание о котором относится к началу XVII столетия. А на сегодняшний день это известнейший в мире центр иконографии и лаковой живописи, не имеющей аналогов ни в одном уголке нашей планеты. Работы палеховских мастеров не оставляют равнодушными никого,
кто их однажды увидел.

Палех – это довольно молодая школа лаковой миниатюры, возникшая на основе иконописного промысла. До революции 1917 года здесь процветала иконопись, причем иконы писались исключительно для богатых аристократов, реже – для мещан. Здесь часто использовали золото, очень тщательно прорабатывали даже мельчайшие детали.

Однако с приходом советской власти иконы перестали быть востребованными, а вот миниатюра стала популярной. Предпосылкой возникновения было то, что в конце 18 века московский купец Коробов основал производство лакированных козырьков для армейских кепок. И когда в моду вошел нюхательный табак, он же стал выпускать лаковые шкатулочки-табакерки.

Мастера расписывали темперой лаковые изделия из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары и т.п.). Поэтому отличительными чертами именно этой живописи стали:

  • черный (обязательно) фон;
  • четкая проработка всех деталей;
  • удлиненная форма лиц героев, напоминающая по стилю иконописные.

Портсигар «Битва», 1930 г. Голиков Иван Иванович (1886 г. — 1937 г. ) Дерево, темпера, золото, серебро, лак. 16,2 х 24,7 х 3,2

Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие позолоты, изящные удлиненные фигуры.

Палеху присущи сдержанность и объединенность колорита общим тоном, сложная обработка лиц плавями (последовательным наложением определенной краски в определенном порядке), гармоничное колерование одежд и общая сложность композиции.

Шкатулка «Сказка о золотом петушке», 1934 г. Баканов Иван Михайлович (1870 г. — 1936 г. ). Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 x 26,9 x 4,5

Из истории народного промысла

Ещё с допетровских времён Палех славился своими иконописцами, а наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием новгородской, московской, строгановской и ярославской школ иконописания.

Тарелка «И за борт ее бросает…», 1929 г. Баканов Иван Михайлович. Фарфор, керамические краски. 22,7 х 35

Кроме иконописи, палехские мастера занимались монументальной живописью, они участвовали в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

Шкатулка «Журавль и цапля» Шкатулка, 1941 г. Баженов Павел Дмитриевич (1904 г. — 1941 г.) Папье-маше, темпера, золото, лак. 9 х 17 х 4,5

Родоначальниками палехского стиля являются Иван Голиков и Александр Глазунов, в московской мастерской которого Иван Голиков написал первую работу в так называемом палехском стиле. Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина.

Крышка ларца «Слово о полку Игореве», 1956 г. Котухина Анна Александровна. Папье-маше, темпера, золото, лак. 11,5 х 19

Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской  иконы  технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву.

Пластина «Палех» Чикурин Александр Васильевич (1875 г. – 1965 г.). Папье-маше. темпера, золото.

В результате долгих творческих поисков бывшие иконописцы явили миру расцвеченные радугой красок и золотым узорочьем картины на шкатулках из папье-маше. При этом мастера не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением творёного золота.

Шкатулка «Чичиков у Коробочки», 1936 г. Салабанов Василий Михайлович (1902 г. — 1941 г.). Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,6 х 26,7 х 4,4

Также по-прежнему  использовали средневековые приёмы стилизации, условность форм при образном решении новых произведений. При этом самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «гулянки» и «идиллии».

В этих произведениях, как правило, не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, но было сильно выражено орнаментальное начало. Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан.

Ларец «Сказка об Иване-царевиче и сером волке», 1984 г. Булдаков Валерий Васильевич 1951 г.р.

Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 1d65fe329e0d5f4eedfd80a9965650cd--miniature-file.jpg

5 декабря 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали семь художников: И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев, И.И. Зубков, А.И. Зубков. Позднее к ним присоединились художники Иван Вакуров, Дмитрий Буторин и Николай Зиновьев. Уже в 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.

Тарелка «Песня», 1979 г. Ходов Валентин Михайлович 1942 г. — 1988 г. Папье-маше, темпера, золото, лак. D — 26, h — 2,5

В 1928 году в Палехе была открыта профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум, а в 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище имени А. М. Горького), где обучение длилось пять лет. (Кстати, в 2000-х годах срок обучения сокращён до четырёх лет).

Шкатулка «Фауст», 1957 г. Голиков Н.И. Папье-маше, темпера, золото, лак.

В 1932 году был создан Союз художников Палеха, а в 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

И. Маркичев. «Охота на лису». Шкатулка
Тарелка «Всадник на белом коне», 1984 г. Ермолаев Борис Михайлович (1934 г. — 2001 г.). Папье-маше, темпера, золото, лак. D — 23,5, h — 2,5

Художники Палеха

Без сомнения что одним из самых ярких и талантливых художников Палеха был Иван Иванович Голиков. Его называли мастером коня, битвы и тройки. Сказочные кони с хрупкими ногами в миниатюрах Голикова расцвечены всеми цветами радуги, а «битвы» и «охоты» – проявление неукротимой фантазии палехского художника.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Paieh-13.jpg
Шкатулка «Фауст», 1957 г. Голиков Н.И. Папье-маше, темпера, золото, лак.
«Битва». Автор И. Голиков. Блюдо.

Также одним из лучшим знатоком иконописных традиций считался И.М. Баканов. Он безупречно владел оригинальной техникой наложения красочных слоёв. Благодаря просвечиванию нижних слоёв краски сквозь верхние слои, тонкие и прозрачные, создаётся эффект внутреннего свечения живописи, эффект перелива одного тона в другой.

И. Баканов. «По улице мостовой», шкатулка

Одним из самых оригинальных палехских художников является Аристарх Александрович Дыдыкин. В своих композициях он умело сочетал древние иконописные мотивы и новые приёмы, освоенные в процессе работы над миниатюрой. Для произведений этого мастера характерна особая трактовка пейзажа, обильное наложение золота в орнаменте и пробелах.

Миниатюра «Уж ты, Ваня, разудала голова» написана на тему старинной русской песни. В центре композиции плачущая девушка, провожающая в город своего жениха. Её поникшей от горя фигуре вторят склонившие свои кроны деревья и мягко очерченные горки, передающие плавность, напевность русской мелодии.

А. Дыдыкин. «Уж ты, Ваня, разудала голова»

Палех в первой половине и середине ХХ века

В искусстве палехской лаковой миниатюры как самостоятельный жанр развивается портрет. Основоположниками этого жанра стали бывшие иконописцы-личники: Правдин Н.А., Паликин И.Ф, Серебряков И.Г. Портреты создавались на различных предметах из папье-маше: пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах. Палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

Н. Правдин. Портрет художника И.В.Маркичева.
Н. М. Турин. Портрет М. И. Кутузова. Шкатулка. 1941.
И. Серебряков. Портрет Г. К. Жукова. Портсигар

В середине XX столетия в искусстве Палеха усилились реалистические тенденции, выраженные стремлением многих художников к внешнему правдоподобию в раскрытии сюжета и отдельных образов. Для многих композиций тех лет характерна парадность, излишняя монументальность и украшательство.

Вихрев Н. Ф. Новый порядок в Европе. Шкатулка. 1943. Палех.
Котухина А. А. Сталинград. Ларец. 1945. Палех. [Фрагмент]


Бахирев С. Н. Что за славные ребята. Палех

Куркин А. М. Александр Матросов. Палех.
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - D37vhRYU0AApxNW.jpg:large

Н. ЛАПШИН.
«Дан приказ…». Шкатулка. 1978 г.
Тарелка «Расцветай, земля колхозная», 1955 г. Ковалев Алексей Викторович (1915 г. — 2000 г.). Папье-маше, темпера, золото, лак. D — 32. h — 2,5

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Снимок-экрана-2020-11-18-в-20.41.36.png
А. САМОХИН.
«Дороги в космос». Шкатулка. Палех. 1976 г.

В настоящее время в Палехе живёт и работает около 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища им. А.М. Горького. Они работают в различных творческих коллективах: «Объединение художников Палеха», «Товарищество Палех», «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.

А. Каманина «Золушка». Шкатулка. 2008

Т. Каманина. «Россия». Ларец. 2014
Т. Каманина. «Снежная королева». Ларец, 2016

Как отличить Палех от подделки?

Независимо от того, к какой организации относится художник, созданные в палехе работы подписываются по единому образцу, согласно традиции, сложившейся в 20 — е годы. Надписи, позволяющие идентифицировать палехскую вещь, фиксируются на крышке предмета. Обязательные надписи: автограф (фамилия и инициалы художника), указание места создания (Палех), дата (год) создания произведения.

Художники «Товарищества Палех», «Объедирнения художников Палеха» ставят порядковый номер полуфабриката. На некоторых работах встречается знак — копирайт (с).

В 1934 году палехским художникам было рекомендовано оставлять на донце кузовка шкатулки надпись «Made in USSR» (Russia)», которая затем сменилась на надпись «Made in Russia».

Все надписи выполняются твореным золотом и органично входят в живописную композицию.

Все палехские организации сотрудничают с художественными салонами и магазинами. При покупке палехской миниатюры необходимо спрашивать у продавцов документы о закупке.

Источники: http://museum.ru/Palekh/r_6_6.htm https://kukli.ru/palehskie-raboty-obedinenie-hudozhnikov-paleha-iz-istorii-palehskoi/

Подписывайся на наши группы в соцсетях и получай интересные новости каждый день!

Facebook
https://www.facebook.com/SAVOU.ru

Вконтакте:
https://vk.com/public200231099

Телеграм:
https://t.me/savouru