Menu Close

Как на Руси цари невест выбирали


Этот обычай имеет очень глубокие корни. Глубоко разбирающиеся в христианстве или иудаизме вспомнят Книгу Эсфирь из Ветхого Завета, где впервые упоминается подобный обычай. Знатоки восточной культуры кивнут в сторону древнего Китая. Но на Русь эта традиция пришла уже в несколько модернизированном виде из Византии вместе с царицей Софьей Палеолог. Речь, конечно же, о «смотре невест».

Художник Г. Седов. "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"
Художник Г. Седов. «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»

Амурные дела государственной важности

Поиск второй половинки и сейчас не является таким уж лёгким занятием. Что и говорить про Средневековье, когда ориентироваться приходилось только на словесное описание, да и его доставить до адресата было непросто. Простой народ обходился примерно так же, как и сейчас: брали приглянувшихся девушек среди живущих неподалёку. Однако для государей такой способ не подходил.

Кадр из кинофильма "Иван Васильевич меняет профессию", 1973 г.
Кадр из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г.

Ещё князь Владимир Красно Солышко, а позже Ярослав Мудрый завели обычай заключать династические браки. Мягко говоря, не все они выходили счастливыми, но ради интересов державы приходилось идти на жертвы. Однако после раздробленности и веков монголо-татарского ига русские князья совсем не котировались на брачном рынке Европы.

Главным аргументом в опровержение этого тезиса обычно приводят Софью Палеолог. Куда же почётнее, чем византийская принцесса?! Вот только есть нюанс: на момент свадьбы с Иваном III Софья могла восприниматься как отличная партия только в Москве. До этого от брака с ней отказался даже король Кипра, заявив, что в наше время проку от славы её предков мало. Действительно, Византия прекратила существование ещё за 2 года до рождения Софьи.

Кадр из сериала "София", 2016 г. Венчание Ивана III и Софьи Палеолог
Кадр из сериала «София», 2016 г. Венчание Ивана III и Софьи Палеолог

Когда же пришла пора искать жену уже сыну Ивана III, стало понятно, что новых византийских принцесс на горизонте не появилось, а другим правителям русские князья в роду не нужны. «По официальной информации» жениться на иностранных принцессах нельзя было из-за различий в вере, хотя от униатки Софьи Палеолог это звучало по меньшей мере странно. Татарских невест после освобождения от ига тоже брать не хотелось. Вот тут и появился на Руси обычай смотра невест.

Всего за XVI-XVII века к нему прибегали 10 раз, хотя два последних и были довольно сомнительными. Царь Фёдор Алексеевич собирал невест лишь формально, поскольку сам уже выбрал в супруги Агафью Грушецкую, так что церемонию провели только ради соблюдения традиции. А Иван V в силу своего душевного здоровья попросту не мог полноценно выбирать себе супругу, да и Прасковья Салтыкова ни в какую не хотела идти за него замуж. Однако царевна Софья, которой этот брак был выгоден по политическим мотивам, всё равно провела смотр и сумела заставить обоих венчаться.

Как выбрать царицу?

Прежде чем свой выбор мог сделать сам государь, проводилась большая подготовительная работа. Привозить в Кремль всех девиц России было, конечно, невозможно, поэтому можно сказать, что «кастинг» проводился в несколько туров и только самым успешным доставалась честь предстать перед государем.

На первой стадии кандидатки отсеивались по самым очевидным основаниям: возраст, здоровье, девственность, чистота лица, происхождение. Девушки старше 20 лет обычно не рассматривались: государи по понятным причинам предпочитали молодых. На лице не должно было быть не то что родинок или мушек, но даже веснушек – в противном случае шансов пройти этот тур отбора не было.

"Под венец", художник Константин Маковский. 1890 г.
«Под венец», художник Константин Маковский. 1890 г.

Нравились мужчинам в ту пору тугие тёмные косы, румяные щёки (излишнюю бледность считали признаком болезней). Царской невестой, конечно, не стала бы чрезмерно полная девушка, но и у анорексичек шансов тоже не было – выражение «кожа да кости» уже тогда носило презрительный оттенок.

Касательно цвета волос вкусы государей различались. Так, рыжих девушек старались даже не показывать отбиравшим претенденток чиновникам, чтобы не навлечь на себя гнев (такой цвет волос суеверно считался связанным с нечистой силой). Между тем, супруга Василия III Елена Глинская обладала как раз рыжей шевелюрой, но мужа это ничуть не смутило. Впрочем, этот брак заключался без помощи смотра.

Елена Глинская, супруга Василия III
Елена Глинская, супруга Василия III

Здоровье кандидаток тоже играло главную роль, поскольку главное предназначение супруги царя – рожать наследников престола. По этой причине у главы семьи выясняли сколько детей родила его жена и старшие дочери (если таковые уже были замужем). Зачастую именно вокруг здоровья крутились главные интриги на финальной стадии отбора: были случаи, когда кандидаток травили (Мария Хлопова) или затягивали косы настолько туго, что девушка падала в обморок (Евфимия Всеволожская). В таких случаях и самой невесте и её семье приходилось несладко: их обвиняли в попытке скрыть нездоровье претендентки и отправляли куда-нибудь в Сибирь.

Таких туров отбора могло быть и несколько, чтобы только самые достойные оказались перед лицом будущего мужа. Только Иван IV, выбирая третью жену, уже не слишком полагался на своих советников и собрал в Кремле сразу 2000 кандидаток и говорят, успел побеседовать с каждой, прежде чем остановил свой выбор на Марфе Собакиной.

Художник Илья Репин - «Смотр невест», 1897 г.
Художник Илья Репин — «Смотр невест», 1897 г.

Впрочем, даже такая избирательность не помогла государю. Его супруга умерла всего через неделю после свадьбы, да и с выбранной (среди участниц того же смотра) ей на замену Анной Колотовской счастья не получилось. Уже через полгода женщину постригли в монахини. Больше Иван IVсмотров не созывал.

Да и вообще из жён, выбранных таким образом, счастливо жили с государями только Анастасия Романовна (первая жена Ивана Грозного), Наталья Нарышкина (вторая жена Алексея Михайловича) и Агафья Грушецкая (первая жена Фёдора Алексеевича). Однако фокус в том, что каждая из них была знакома и симпатична будущему супругу ещё до свадьбы. Остальные же победительницы этого «средневекового конкурса красоты» в конечном счёте оказывались в монастыре или в ссылке. Воистину «не родись красивой, а родись счастливой!».

https://zen.yandex.ru/media/history_russian

Подписывайся на наши группы в соцсетях и получай интересные новости каждый день!

Facebook
https://www.facebook.com/SAVOU.ru

Вконтакте:
https://vk.com/public200231099

Телеграм:
https://t.me/savouru