Menu Close

Какой видели моду будущего предшествующие поколения?


Кто бы мог представить полгода назад, что люксовые бренды перейдут на выпуск медицинских масок и дезинфицирующих жидкостей. Теперь остается только гадать, что будет с фэшн-индустрией дальше. Мы решили вспомнить, какой ее представляли режиссеры, журналисты и дизайнеры на протяжении XX века.

Автор иллюстрации: Катерина Валетова @valet_ova
Автор иллюстрации: Катерина Валетова @valet_ova

Женщины будущего

На рубеже XIX – XX вв. казалось, что технологии помогут достигнуть новый уровень внутренней свободы. Механизмы должны выполнять работу вместо людей, чтобы у последних оставалось больше времени для самосовершенствования.

Изменилась и роль женщины в социуме. Еще в середине XIX века Мэри Шелли, написавшая написавшая книгу «Франкенштейн, или Современный Прометей», была изгоем из-за того, что жила с поэтом Перси Шелли вне брака. Через полвека личная жизнь другой писательницы, Колетт, хоть и вызывала много сплетен и недовольства, но, все-таки, не лишала признания ее таланта.

Вот французская эротическая открытка 1902 года, где изображены «Женщины будущего». На дамах одето нечто среднее между бельем и военной униформой.

Какой видели моду будущего предшествующие поколения?

В итоге женщины получили право распоряжаться собственной жизнью; работать, учиться и выбирать партнеров без оглядки на брата, мужа или отца.

Бурно развивающиеся технологии порождали курьезы, в том числе связанные с одеждой. Отношение к образу будущего, как к карикатуре – результат того, что мода начала XX века выглядела несколько театрально и гротескно. Чего только стоит «хромая юбка» – бабушка юбки-карандаша. Она была настолько узкая, что максимальный шаг в ней составлял около 30 см. Модницам приходилось перевязывать икры, чтобы случайно не порвать юбку при ходьбе.

10 декабря 1914 года в США вышел из печати юбилейный 1950 номер еженедельного журнала «Life». Он был посвящен будущему, а именно как будет выглядеть 1950 год. Обложку журнала украшала иллюстрация Ото Кушинга «Забавно, не правда ли?». На ней причудливо одетая пара 1950-х разглядывала два рисунка на стене, где были изображены люди в повседневной одежде 1914 года.

Какой видели моду будущего предшествующие поколения?

Образы, похожие на карикатурную пару, человечество еще увидит, но не в 1950-е, как предполагали редакторы журнала, а в 1990-х, в эпоху киберпанка.
Кстати, боди-арт на теле у мужчины– это не только отсылка к трайбл-татуировкам, но и к творческим практикам футуристов.

Подобный макияж в начале XX века встречался даже в России. В биографии Натальи Гончаровой, написанной Мариной Цветаевой, упоминается диалог с Сергеем Дягилевым. Он рассказывал, как светские дамы Москвы в 1913 году делали совершенно сумасшедшие мейкапы. Рисовали на щеках, шее и лбу кинжалы и жемчужины, слоников, домики и лошадок. А авангардистка Наталья Гончарова и вовсе покрывала полностью лицо ультрамариновой краской, чтобы «смягчить черты».

Воплощение убийственных технологий

Одной из главных тем 1950 номера «Life» стала Первая Мировая Война. Кто знает, как повернулась бы история, если бы 22 апреля 1915 года немецкая армия не применила бы хлор в битве под Ипром. Стало понятно, что технологии — это не только прогресс, но и смертельная опасность.

В 1920-х главными проблемами Германии были: экономический кризис, гиперинфляция, обнищание населения и безработица.

На смену яркой утопии пришла в буквальном смысле черная реальность. В Европе практически не было семьи, где бы война не унесла кормильца.

В 1927 году вышел фильм Фрица Ланга «Метрополис» о городе будущего. Один из главных отрицательных персонажей ленты – не человек, а андроид.

Какой видели моду будущего предшествующие поколения?

«Метрополис» – фантастическая антиутопия с элементами моралите (вид драматического представления в Средние века и в эпоху Возрождения, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлечённые понятия). В фильме много библейских цитат и размышлений о капитализме и классовой борьбе.

Художник по костюмам Вальтер Шульц-Миттендорф придумал принципиально новый образ для механической девы. Он одел ее в «латы» из лёгкого пластика, твердеющего на воздухе. Чтобы панцирь точно повторял очертания тела актрисы Бригитты Хельм, сыгравшей Человека-машину, ей пришлось провести долгое время в гипсовой форме.

Внешне андроид «Метрополиса» похож на скульптуру эпохи ар-деко. С одной стороны, механизм выглядит дико футуристично, а с другой – у него много общих черт с экзотическими произведениями Африки, Океании и Полинезии. Образ робота полон эротики.

У «Человека-машины» был художественный прототип. В середине XIX века во Франции вышел роман «Будущая Ева» Огюста Вилье де Лиль-Адана. Значительную часть произведения занимало описание устройства тела искусственной женщины Адали («Hadaly» на иврите означает «идеал»), созданной Томасом Эдисоном. Адали была представлена в романе как идеальная возлюбленная, Ева Будущего.

«Метрополис» провалился в прокате, но едва ли не вся последующая фантастика так или иначе была связана с его эстетикой и философией.

C-3PO из «Звездных войн» похож, как брат, на Человека-машину. В фильме «2001 год: Космическая одиссея» бортовой компьютер HAL 9000, как и героиня Ланга, стал злодеем не по своей воле, а по программе создателей. Даже название аппарата у Кубрика перекликается с именем прототипа робота «Метрополиса». По сюжету Человек-машина была создана ученым по образу и подобию погибшей возлюбленной Хелл.

Какой видели моду будущего предшествующие поколения?

В 1980-х сексапильные женщины-гиноиды вошли в моду. Первого такого робота нарисовал Хадзимэ Сораяма в 1978 году. Образ так понравился художнику, что он выпустил целый альбом «Sexy Robot» с механическими красотками, нарисованными в стиле пин-ап.

Маскулинный вариант андроида хорошо знаком многим по фильму «Терминатор» (1984 год). Под телом Арнольда Шварценеггера прятался механический рыцарь в сияющих доспехах, прибывший в 1980-е из постапокалиптического 2029 года. Терминатор Т-800 был воплощением опасных технологий, которые должны были погубить человеческую цивилизацию.

Какой видели моду будущего предшествующие поколения?

История современной Галатеи лежит в основе легендарной манги «Призрак в доспехах» 1989 года (правда, Мира Киллиан – не робот, а киборг). Одна совершенная механическая женщина появляется в фильме «Из машины», другая – бьется на рингах Лондона в 2070 году в первой серии антологии «Любовь, смерть и роботы».

Трансформеры для 2000-х

В марте 1930 года французская компания «Пате», снимавшая хроники и восстановленные события, запустила в Лондоне киножурнал Pathetone Weekly. Одну из первых серий «Острота перемен» посвятили будущему, 2000 году. Редакция обратилась к художникам с вопросом: «Какой будет мода через 70 лет»?

В короткой серии художники показали архитектуру, транспорт, интерьеры и одежду. Любопытно, что представления о футуристических нарядах почти не изменились за 70 лет. Сейчас стилисты так же делают ставку на вещи-трансформеры и технологичные материалы.

В выпуск вошло пять женских моделей. Закрытое рабочее платье превращалось в вечернее с помощью отстегивающихся рукавов. Брючный комбинезон шел в комплекте с ретро аналогом apple watch – электрическим поясом. Платье из тонкого шифона способно регулировать тепло. А свадебный наряд, излучающий свет, по замыслу дизайнеров, создан из стекла. Кроме этого, женщине 2000-х предлагалось носить костюм из алюминия и гибрид микрофона и лампочки вместо украшения для волос. Мужская мода в сюжете была представлена всего одним комплектом: комбинезоном, похожим на рабочую униформу, и жилетом со множеством карманов, как у Анатолия Вассермана. В жилете располагалось встроенное радио и телефон, а многочисленные отделения предназначены для хранения мелочи и ключей.

В 1960-м году у «Пате» вышел еще один клип, посвященный моде 2000-х. На видео театральный художник Уильям Винн и владельцы британского бренда мужской одежды Moss Bros обсуждали несколько комплектов, созданных по мотивам викторианской моды. Выбор источника вдохновения не был случайным. Он намекал на солидную историю компании, которой в 1960 году исполнилось 100 лет. Военная униформа и комплект беллбоя трансформировались в женское вечернее платье и два мужских костюма – спортивный и для отдыха, с авангардным жакетом и накидкой на одно плечо. В такой одежде запросто могли бы ходить герои фильмов Луиса Бунюэля.

Космос, комиксы и юмор

В 1960-х главной мировой темой стал космос. В бесконечной небесной синеве люди видели не только свое будущее, но и настоящее. Мечты о полетах захватили газеты, научные институты, кинотеатры, библиотеки и подиумы, где на смену женственному New Look пришел дерзкий ретрофутуризм.

В 1964 году французский модельер Андре Курреж выпустил коллекцию Space Age, которая потрясла индустрию. Юбки миди уступили место ультракоротким мини, сапоги-чулки на плоской подошве вытеснили каблуки, а классические шляпы-таблетки заменили экстравагантные головные уборы, похожие на шлемы скафандров. Курреж использовал много синтетических тканей и пластика, которые раньше практически не применялись для создания модной одежды. Вслед за ним космическую тему подхватили Пьер Карден и Пако Рабан.

В 1968 году вышел фильм «Барбарелла», созданный по комиксам Жана-Клода Фореста. Главную роль сыграла Джейн Фонда, а над костюмами работали Пако Рабан и Жак Фонтере. По сюжету красавица Барбарелла путешествует по Вселенной в 4100 году в поисках приключений. Тонкое чувство меры и грамотный синтез научной фантастики, эротики, нарочито декоративного антуража и юмора обеспечил фильму достойное место в истории кинематографа.

В гардеробе Барбареллы есть все главные тренды конца 1960-х: юбки мини, лаковые сапоги-чулки, комбинезоны, похожие на латы Человека-машины, и футуристические пластиковые аксессуары – визитная карточка Пако Рабана.

Чуть раньше, в 1962 году, в США запустили мультсериал «Джетсоны». Его действие происходит в 2060-х годах — примерно через 100 лет после выхода первых серий. Этот анимационный ситком интересен тем, что в нем были собраны основные представления о будущем середины XX века: архитектура и дизайн в стиле «Гуги», «Популюкс» и «Ду-воп», андроиды-помощники, контакты с инопланетянами и удивительная техника.

Какой видели моду будущего предшествующие поколения?

Киберпанк

Сложно найти более прогрессивный и поэтичный взгляд на моду будущего, чем в советской научной фантастике. В 1974 году в кинотеатрах шла дилогия «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». По сюжету, получив сигнал бедствия, экипаж советских школьников отправляется к Альфе Кассиопеи. На одной из планет системы школьники встретили роботов-вершителей, уничтоживших местную человеческую цивилизацию.

Костюмами занимался Игорь Красулин. Он разработал футуристические «очки» в лучших традициях авангардного оптического бренда Fakoshima, комбинезоны из нейлона, похожие на настоящие скафандры и парики из проволочных антенн для роботов. Актерам приходилось не просто: в очках изображение расплывалось на четыре картинки, комбинезоны пачкались серебрянкой, а парики весили по 3 кг каждый. Вот, где настоящий киберпанк зарыт!

В 1980 году в СССР представили еще один фантастический фильм – «Через тернии к звездам», о событиях XXIII века. Внешний вид главной героини – инопланетянки Нийи, вполне вписывается в современные тенденции уличной моды. Практичный крой, спокойная песочная гамма с металлизированными акцентами, нюдовый макияж и короткие обесцвеченные волосы выглядят актуальными до сих пор. Подобную эстетику можно встретить как в западных фильмах того времени (например, в образе Элен Рипли, главной героини вселенной «Чужих»), так и в ДНК актуальных модных брендов: Yeezy, Off-White и Stone Island.

В конце 1970-х начинается новый виток интереса к фантастике в США. В 1977 году вышел первый фильм киносаги о «Звездных войнах». Основа сюжета – противостояние технократической Империи, использующей Темную Сторону Силы, и Галактической Республики, которую защищали рыцари-джедаи, адепты Светлой Стороны Силы.

Если с глянцевыми доспехами штурмовиков – солдат Империи, все более-менее понятно – это синтез человека и машины, то со стилем джедаев не все так просто. Свободные накидки, мантии и длинные жакеты напоминают одежду христианских монахов-аскетов. В этих вещах узнаются черты уличного киберпанка, который будет на пике моды после выхода первой «Матрицы» в 1999 году.

Какой видели моду будущего предшествующие поколения?

Кстати, один из главных мифов, витающих вокруг киберпанк-библии, – о кожаном пальто Нео. На самом деле оно было сшито из дешевой шерстной ткани. Художник по костюмам Ким Барретт купила ее по $3 за метр. Использовать натуральную кожу бюджет фильма не позволял. Поэтому платье Тринити тоже не кожаное. Оно сделано из ПВХ. Модели из более качественного материала использовали для первых планов, из дешевого – для общих.

Один из главных символов фильма – узкие очки, которые работали, как опознавательная нашивка. Агенты выбирали прямоугольные. Это был символ принадлежности к структуре, упорядоченности. В сопротивлении носили круглые стекла – намек на человечность. За тендер в фильме боролись несколько брендов, но победила компания Blinde.

Интересную смесь ретрофутуризма и киберапанка можно увидеть в фильме Люка Бессона «Пятый элемент» (1997 год), костюмы для которого создавал Жан-Поль Готье. Образы героев напоминают персонажей обложки журнала «Life» из 1950 номера. Там тоже были яркие неоновые цвета, белье в качестве верхней одежды и замах на унисекс.
Готье использовал многие материалы, популярные в космических 1960-х – пластик, лак, синтетические ткани и металл. Типично женские элементы одежды дизайнер превращал в мужские, не убирая при этом брутальность героев. Герой Брюса Уиллиса, мужественный Корбен Даллас появляется в оранжевой майке с глубоким вырезом на спине, а популярный радиоведущий, мачо Руби Род – в платьях, с декольте и искусственными цветами.

Мода завтра. После эпидемии

Когда-нибудь эпидемия закончится. Людям придется отвлечься от Netflix и Pornhub и подумать, как жить дальше.
Глобальный кризис, наметившийся из-за остановленных производств, не даст покупать как прежде. Разумное потребление будет вынужденной мерой для всех.

Heron Preston

По прогнозам консалтинговой компании Bain & Company спрос на люксовые товары упадет на 25% (до € 226 млрд) впервые за всю историю. Для сравнения: в результате финансового кризиса 2008 года, рынок снизился всего на 8%.

Valentino

Ажиотаж вокруг биологической безопасности дает пищу для размышлений. Сумасшедший спрос на медицинские маски, респираторы и перчатки уже повлиял на моду. До эпидемии маски были распространенным аксессуаром только внутри узких направлений уличных субкультур. Сейчас они встречаются повсеместно. Каждый выбирает модель себе по вкусу: из пайеток, искусственных цветов, кожи или принтованной ткани. Ведь маска – это больше, чем средство защиты, это символ надежды на лучшее будущее.

Yves Salomon

Источник: https://thereminder.ru/moda/kakoj-videli-modu-budushhego-nashi-predshestvenniki

Подписывайся на наши группы в соцсетях и получай интересные новости каждый день!

Facebook
https://www.facebook.com/SAVOU.ru

Вконтакте:
https://vk.com/public200231099

Телеграм:
https://t.me/savouru