Menu Close

История танца канкан: женщинам шалить разрешается


Канкан — энергичный французский танец алжирского происхождения. Долгое время считался непристойным.


В настоящее время канкан рассматривается, в первую очередь, как танец для мюзик-холла, который исполняет группа танцовщиц, выстроившись в линию. Классическое одеяние для канкана — длинные юбки, нижние юбки и черные чулки, что возвращает зрителя к моде 1890-х годов. Основными особенностями танца являются: задирание и вращательные движения юбок, выбрасывание ног высоко вверх, прыжки. Танец был также известен как chahut. И канкан, и chahut — французские слова: канкан означает «сплетня» или «скандал», т.е. – «скандальный танец», chahut же означает «шум».

История канкана, на удивление, запутана и необычна, как и его эволюция. За годы существования изменился его первоначальный внешний вид – от парных бальных танцев в 1830 году до нынешней хореографической зрелищной постановки, которая приобрела окончательный вид в 1920-х годах.

Появился канкан в Париже в 1820-30-е годы на публичных балах в рабочих кварталах, как потомок кадрили (давшей зажигательные движения последней фигуры этого танца) и галопа (давшего 2-дольный метр и быстрый темп). Эффектный шпагат и энергичные махи ногами появились из репертуара знаменитого парижского акробата и танцора Шарля Мазурьё.

Но зачастую распространение канкана связывают с именем Шикара (Chicard) — ведущего развлекательных шоу, клоуна, танцора. Иногда другие источники утверждают, что все эти шпагаты, юбки, взмахи придумала танцовщица Селест Могадо в 1850 г.

В любом случае канкан сначала приобрел широкую известность как разновидность кадрили, а потом приличное общество от него отвернулось, как от неприличного. Он перекочевал в кафешантаны, кабаре, оперетту и различные шоу.

Музыка для канкана могла быть самой разнообразной, главное, чтобы выдерживался размер в 2/4, и она подходила для веселья.

Постепенно темп и движение канкана усложнялись. Трюки с юбками вошли в танец к концу XIX века, когда появились и вошли в моду требуемые чулки и бельё.

Картина Жоржа-Пьера Сёра «Канкан», 1889-1890. На картине художник изобразил вариацию канкана chahut (бедлам, гвалт – франц.).

Кстати, нынешнее представление о канкане, как исключительно о женском танце, неверно. Он изначально исполнялся мужчинами, а затем и женщинами. После этого в нем танцевали вместе с женщинами и танцоры-мужчины, они выполняли те же махи, прыжки, шпагаты. Потом эта традиция была утрачена.

Утрачена, потому что танец начали повсеместно осуждать, он рассматривался как «шокирующий респектабельных людей», потому что подразумевал отсутствие самоконтроля и гораздо более сильный телесный контакт между участниками, чем считалось приемлемым.

«Мулен Руж», «Красная Мельница» – самое знаменитое кабаре Парижа

Как уже было сказано, основными фигурами канкана являются махи ногами (в Мулен-Руж, где исполняется самый «канканистый» канкан, танцовщицы выбрасывают ноги в течение 8 минут), прыжки, шпагат и взмахи юбками, которые с каждой минутой становятся все более и более смелыми, все больше и больше обнажая ножки в соблазнительном ажурном белье.


Последующая слава канкана связана преимущественно с танцовщицами знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» (открыто в 1889 г.).

Монмартр – холм высотой 130 метров на севере столицы Франции. В середине XIX века эта территория была присоединена к Парижу, и здесь тут же поселились представители богемы. Бедные артисты, художники, поэты и прочие люди искусства снимали ветхие домишки и лачуги без отопления, света и газа. Вечера они проводили в небольших кафе и забегаловках.

В 1889 году в Париже открылась Всемирная выставка, тогда же было закончено строительство Эйфелевой башни. Город наводнился приезжими купцами. И в то же время известный испанский предприниматель и изобретатель тотализатора Жозеф Оллар открывает на Монмартре кабаре «Мулен Руж».



Рядом с входом поместили старую деревянную мельницу с красными лопастями (намёк на квартал красных фонарей). Она и дала название увеселительному заведению.

Оллар знал, что делал: он пригласил профессиональных хореографов, которые поставили зажигательный канкан, взяв всё самое лучшее, что уже было придумано, – а это и пышные красные юбки, и кружевные чулки, и, главное, прыжки через голову прямо на шпагат, что доводило публику до исступления.

Богатая публика, днём посетившая выставку и полюбовавшаяся на «железную иглу» башни Эйфеля, к вечеру хотела чего-нибудь «горяченького». В «Мулен Руж» она его получала сполна. Очевидцы рассказывали, что в танцовщиц летели толстые кошельки, туго набитые банкнотами. Это фабриканты, заводчики и банкиры, придя в неистовое возбуждение, выкрикивали имена приглянувшихся артисток, оплачивая удовольствие, которое испытывали при виде танца. Ведь от него, как сейчас бы сказали, буквально сносило башню.


Танцовщица номера «Френч канкан» кабаре «Мулен Руж»

Но интересно, что изначально во Франции — и в «Мулен Руж» — канкан танцевали одиночные танцовщицы или танцовщицы не в линии, а вот в Англии и США его танцевал ансамбль, выстроенный в линию — кордебалет.

Однако на самом деле девицы одного из борделей Монпарнаса начали отплясывать канкан в ансамблье еще в 1830-м г.

Варьете Мулен Руж ночью

Как-то выпускницы хореографических курсов, молодые парижанки, решили отметить приход осени шампанским и танцами. В баре «Мельнице» было заведено танцевать. К веселью присоединились натурщицы и модистки. Пылающие юностью, вином, очарованием девушки стали раздеваться. Поклонники водрузили нимф на столы. Полуобнаженные натурщицы под крики «браво» вскинули юбки и сделали несколько батманов. Потом в полицейском участке студенты доказывали, что это была с легкой импровизацией обычная французская кадриль.

А французская кадриль, именуемая в дальнейшем французским канканом, стала стилем Монмартра.

Вот так, в 1890 г. Париж был захвачен неистовыми кадрилями «Мулен Руж». Имена отплясывающих канкан танцоров были известны так же, как имена политиков. Известный французский художник Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа любил изображать этот танец на афишах, которые он писал для этого варьете.

кабаре «Мулен Руж»

Его отец-аристократ, большой любитель кабаре, цирков и прочих развлечений для простого люда, был не самым добродетельным человеком. Это передалось и сыну. Впрочем, с мальчиком в подростковом возрасте произошло несчастье: он сломал одну за другой обе ноги, и они практически перестали расти. Надежды на блестящую военную карьеру рухнули. Зато недуг выявил другой талант юного графа, который с иронией и юмором относился к своему уродству (кривые ноги и рост 152 сантиметра). Полюбив вслед за отцом лёгкий жанр, Анри стал завсегдатаем «Мулен Руж». Приходил, садился за столик и начинал рисовать. Являясь поклонником Поля Сезанна, Эдгара Дега и других импрессионистов, он перенял их манеру. Его портреты танцовщиц кабаре и посетителей выполнены в стиле постимпрессионизма.

Так случилось, что портреты оказались настолько хороши, что владельцы кабаре сделали из них афиши. Таким образом имя потомственного графа Анри де Тулуз-Лотрека стало навечно связано с этим заведением.

Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа

В заключение: в 1920-е годы в Париже французский хореограф Пьер Сандрини объединил в «Мулен Руже» парижский сольный канкан с британским ансамблевым, добавил женский визг и смех, создав эталонный «френч канкан», и отдельно представил в таком виде на сцене своего ночного клуба Bal Tabarin в 1928 году.

Источник: https://oli-da.livejournal.com/794295.html

Подписывайся на наши группы в соцсетях и получай интересные новости каждый день!

Facebook
https://www.facebook.com/SAVOU.ru

Вконтакте:
https://vk.com/public200231099

Телеграм:
https://t.me/savouru