Menu Close

Джованни Лоренцо Бернини. Он «оживлял» богов и «превращал» мрамор в воск


Его не наказали за преступление, потому что считали гением, рождённым Провидением.

Итальянский скульптор XVII века Джованни Лоренцо Бернини пришёл на смену великим мастерам Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлю. Он родился в 1598 году в Неаполе.

Бернини незаслуженно находится в тени тех, кто творил в Италии до него. А ведь он во многом их превзошёл. Его творчество относят к стилю «барокко». Этому стилю свойственны чувственность, динамичность, накал страстей. Всё это и отразилось в скульптурах Лоренцо Бернини.

Автопортрет, 1623 год. Худ. Бернини.
Автопортрет, 1623 год. Худ. Бернини.

Давайте сравним скульптуры библейского царя Давида мастеров Ренессанса и Бернини.

Вот перед вами бронзовый Давид флорентийского скульптура Донателло. Это середина XV века. Прекрасное обнажённое тело и совершенно статичное лицо, не выражающее никаких эмоций.

Давид. Около 1440 год. Скульптор Донателло.
Давид. Около 1440 год. Скульптор Донателло.

А вот скульптура Давида великого Микеланджело. Это уже начало XVI века. Да, этот Давид прекрасен. Он готовится к бою с Голиафом. Но, видимо, герою в то время нельзя было показывать свои эмоции. Давид совершенно спокоен.

Давид. 1501—1504 годы. Скульптор Микеланджело.
Давид. 1501—1504 годы. Скульптор Микеланджело.

И, наконец, Давид Лоренцо Бернини. Он тоже изображен перед боем с великаном. Но посмотрите — какая гамма чувств отражается на лице этого Давида. Перед нами настоящий человек с настоящими чувствами.

Давид. !623-1624 годы. Скульптор Бернини.

Вот ещё один шедевр совсем юного Бернини. Бюст «ПрОклятая душа». Бернини был всего 21 год! Это кажется невероятным. На лице обнажён каждый нерв. Оно всё кричит от нестерпимой душевной боли.

Проклятая душа. 1619 год. Скульптор Бернини.

Эта работа, как и многие другие, созданы по заказу кардинала Шипионе Боргезе. И в настоящее время в Риме в галерее Боргезе находится много удивительных скульптур Лоренцо Бернини.

Бюст кардинала Шипионе Боргезе. 1630 год. Скульптор Бернини.
Бюст кардинала Шипионе Боргезе. 1630 год. Скульптор Бернини.

Посмотрите ещё одну скульптуру из галереи Боргезе. Плутон и Прозерпина. Бог подземного царства мёртвых Плутон похищает прекрасную дочь богини плодородия Цереры и уносит в царство мёртвых.

Похищение Прозерпины. 1621—1622 годы. Скульптор Бернини.

Согласно мифу, разгневанная Церера ушла с Олимпа, и жизнь на Земле замерла. Плутону пришлось отпускать прекрасную Прозерпину к матери и только треть года держать у себя. Тогда на Земле и наступает зима. Потому что скорбит Церера о находящейся в царстве мёртвых дочери. Такова легенда.

Похищение Прозерпины. 1621—1622 годы. Скульптор Бернини.
Похищение Прозерпины. 1621—1622 годы. Скульптор Бернини.

Но не боги на скульптуре Бернини. Это люди со своими страстями и эмоциями. Трудно поверить, что эта скульптура из твёрдого мрамора. Абсолютно живое человеческое тело.

Похищение Прозерпины. 1621—1622 годы. Скульптор Бернини.

А ещё труднее поверить, что создал эти скульптуры Лоренцо Бернини в 24 года. «Я победил мрамор и сделал из него воск…» — напишет тогда Бернини.

Закончив «Похищение Прозерпины», Лоренцо Бернини сразу приступил к другому своему гениальному творению — «Аполлон и Дафна». Эту скульптуру тоже сейчас можно увидеть в галерее Боргезе.

Напомню вам эту легенду. Бог любви Купидон решил немного поразвлечься. Его стрела вонзилась в сердце златокудрого бога света Аполлона в тот момент, когда Аполлон увидел прекрасную нимфу Дафну, дочь речного бога Пенея. Но коварный Купидон запустил в сердце Дафны другую стрелу — убивающую любовь.

И стала убегать прекрасная Дафна от не менее прекрасного Аполлона. А когда бог света настиг нимфу, обратилась она с мольбой к отцу, чтобы он превратил её в дерево. Что и было исполнено. Дафна превратилась в Лавр. А голову Аполлона с тех пор украшает Лавровый венок.

Вот этот момент превращения Дафны в дерево и запечатлел Бернини. Любовь в глазах Аполлона и ужас во взгляде Дафны.

Аполлон и Дафна. 1622—1625 годы. Скульптор Бернини.

Но жизнь самого Лоренцо Бернини была полна таких же страстей. Может, поэтому ему так хорошо удавалось передать чувства в своих скульптурах.

Когда Бернини было уже далеко за 30, он влюбился в жену своего подмастерья Маттео Буонарелли — Констанцу. Она стала любовницей уже знаменитого скульптора. Такой любовный треугольник существовал несколько лет. К мужу Лоренцо свою возлюбленную совершенно не ревновал. Непонятно, что там были за взаимоотношения в семье, но и муж ревности не выказывал.

Бернини создал бюст своей возлюбленной. И, возможно, многие не поймут, что он нашёл в этой женщине, страсти она вызывала у Лоренцо Бернини нешуточные.

Неизвестно, сколько бы эта любовная идиллия на троих продолжалась, но в этих отношениях появился четвёртый. Констанца, если можно так сказать, изменила Бернини. Муж, видимо, в расчёт не принимался уже давно.

Итак, Бернини застал свою, как он считал, Констанцу с другим. Этим другим оказался младший брат Лоренцо Бернини — Луиджи. И вот тут мастер пришёл в неистовство. Он хорошенько избил брата, а потом погнался за ним с ножом. Луиджи укрылся в церкви, но Лоренцо Бернини ворвался туда и устроил погром. К счастью, добраться до Луиджи старшему брату не удалось.

Разобравшись с Луиджи, Лоренцо Бернини решил отомстить и своей коварной возлюбленной. Он послал в дом Констанцы своего слугу с приказом наказать Констанцу так, как этот слуга сочтёт нужным. Слуга ничего лучше не придумал, как изрезать лезвием лицо ветреной женщины.

Это история потрясла Рим. Даже мать Бернини обратилась с письмом к Папе Урбану VIII с просьбой наказать Лоренцо. В итоге — были арестованы слуга и Констанца. Констанцу отправили в тюрьму на перевоспитание, чтоб впредь неповадно было изменять мужу.

А Лоренцо Бернини Папа сначала приговорил к небольшому штрафу, а потом и вовсе отменил наказание.

Бюст папы Урбана VIII. 1632-1633 годы. Скульптор Бернини.
Бюст папы Урбана VIII. 1632-1633 годы. Скульптор Бернини.

«Я не могу наказывать гения, которого дало нам Провидение», — сказал Урбан VIII.

Папа придумал для своего мастера другое «наказание». Он настоятельно посоветовал ему жениться и сам подобрал невесту. Ею стала одна из первых римских красавиц Катерина Тецио. Бернини подчинился. В 1639 году 41-летний Лоренцо Бернини стал мужем 22-летней Катерины.

Судя по описанию дальнейшей жизни Бернини, больше ни в каких неблаговидных поступках он замечен не был. Он прожил с Катериной долгую жизнь, она родила ему одиннадцать детей.

Вот только нет никаких скульптурных изображений жены Бернини. И никаких свидетельств, что Бернини когда-либо пытался изваять свою жену. Видимо, вся страсть великого мастера теперь принадлежала только его гениальным творениям.

Посмотрите ещё на одну, более позднюю работу Бернини. Скульптура «Экстаз святой Терезы». Перед нами история реально существовавшей женщины — испанской монахини Терезы. Тереза рассказывала, как во сне к ней явился прекрасный ангел и пронзил её стрелой. В результате монахиня испытала ни с чем не сравнимую «сладостную муку».

Экстаз святой Терезы. 1645-1652 годы. Скульптор Бернини.

И мрамор снова «ожил» под рукой гениального мастера. Тереза — в сладостной муке.

Экстаз святой Терезы. 1645-1652 годы. Скульптор Бернини.
Экстаз святой Терезы. 1645-1652 годы. Скульптор Бернини.

И лукавый юноша-ангел, вонзающий стрелу.

Экстаз святой Терезы. 1645-1652 годы. Скульптор Бернини.
Экстаз святой Терезы. 1645-1652 годы. Скульптор Бернини.

Джованни Лоренцо Бернини создал ещё множество гениальных творений. Он умер в 1680 году в возрасте 81 года. И был похоронен в Риме.

https://zen.yandex.ru/media/id/

Подписывайся на наши группы в соцсетях и получай интересные новости каждый день!

Facebook
https://www.facebook.com/SAVOU.ru

Вконтакте:
https://vk.com/public200231099

Телеграм:
https://t.me/savouru