Menu Close

Брассаи: летописец злачных закоулков Монмартра


Куда только не проникала камера легендарного фотографа-документалиста Брассаи. Ей было одинаково комфортно в мастерской Пикассо и в безымянном борделе, на показе высокой моды и в опиумном притоне. Брассаи, в отличие от большинства коллег, не делил жизнь на высокую и низкую, принимая её во всём многообразии. Главным же действующим лицом на снимках мастера оставался Париж: от Елисейских полей и Эйфелевой башни до Монмартра и Нотр-Дама. Ах да, котики! Мы совсем забыли про котиков…

Дьюла Халас, который впоследствии обретёт славу и известность под псевдонимом Брассаи, родился в 1899-м году в Австро-Венгрии. Псевдоним фотограф возьмёт впоследствии в честь родного городка Брассо. Отец Дьюлы, по национальности венгр, был профессором и преподавателем французской литературы. Вместе с ним мальчик в трёхлетнем возрасте посетил Сорбонну. Можно предположить, что именно от отца сыну передалась любовь к Франции. О фотографии же Дьюла задумался далеко не сразу – изначально он изучал скульптуру и живопись в будапештской Академии изящных искусств, причём подавая большие надежды.

Большие перемены в его жизни произошли с началом Первой мировой – Дьюла отправился на фронт кавалеристом и нёс службу до самого конца войны. Впоследствии он покинет родину и окажется сначала в Берлине, где будет работать журналистом в венгерских изданиях, а в 1924-м году – в Париже. Там Дьюла поселится в квартале Монпарнас, где жили художники, выучится французскому языку по книгам Марселя Пруста и снова станет работать журналистом. Ему посчастливится познакомиться со знаменитым писателем Генри Миллером и поэтом Жаком Превером. Но куда важнее, встреча Дьюлы с соотечественником Андре Кертесом, которому также суждено будет стать великим фотографом.

Благодаря работе журналиста и частым вечерним прогулкам, Дьюла берёт себе звучный псевдоним и начинает фотографировать нуарные уличные пейзажи, а также их обитателей – клошар («Спящий бродяга в Марселе»), проституток («Мытье в борделе»), работяг («Тушение уличного фонаря на улице Эмиль Ришар»), курильщиков опиума («Мистер Б. в кимоно с золотой парчой»), преступников («Члены банды Большого Альберта»), выпивох («Группа мужчин в бистро»), влюблённых («Пара влюблённых в маленьком кафе»), одним словом, простых горожан.

Он не так нарочито оптимистичен, как, например, Фред Стайн, но дотягивается туда, куда прежде фотографы и не думали направить объектив камеры. Правда, порой Брассаи приходилось хитрить и делать постановочные сцены. Дело в том, что в полумраке при тогдашней технике требовалась долгая выдержка и моделям для чёткого снимка порой приходилось замереть на несколько секунд или даже минут. При этом Брассаи с одинаковой деликатностью относится ко всем моделям, не подчёркивая глубины падения некоторых из них и не отказывая их образу в определённом изяществе. Камера фотографа «любила» всех одинаково. Впрочем, нельзя забывать и про невероятно живые для фотографии тех лет пейзажи: глубокие тени, мягкий свет, точные контуры зданий. Брассаи говорил, что он снимал, «чтобы запечатлеть красоту улиц и садов под дождем и туманом, а также запечатлеть Париж ночью».

Уже в 1933-м году выходит его первая книга «Париж ночью», которая привлекает большое внимание к начинающему фотографу; уже помянутый выше Генри Миллер в своём эссе называет Брассаи «глазом Парижа». Два года спустя опубликованы не менее знаковые «Парижские удовольствия». С этого момента начинается вхождение фотографа в круг интеллектуальной элиты. Через семейство богатых поклонников он сводит дружбу с Пабло Пикассо, Анри Матиссом, Сальвадором Дали, Альберто Джакометти и многими другими. Дружба с Пикассо окажется особенно крепкой – Брассаи впоследствии будет фотодокументировать многие работы художника.

Немалую роль в его судьбе сыграют и связи с земляками. Андре Кертес отбыл в Америку, но в Париже остались Эрвин Мартон, Нора Дюма, Эрги Ландау. С большинством из них Брассаи станет плечом к плечу в агентстве Rapho, основанном в Париже ещё одним венгром – Чарльзом Радо. Брассаи всё чаще приглашают к сотрудничеству журналы Life, Harper’s Bazaar и со временем его снимки становятся менее «радикальными» – фотограф обращает свой взгляд на высший свет. К концу сороковых Брассаи – всемирно известный мастер, чьи выставки проходят, например, в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Удивительно, но лишь годом спустя после выставки, в 1848-м году фотограф получит наконец французское гражданство, которого никогда не имел.

Нужно отметить, что Брассаи никогда до конца не расставался с живописью и скульптурой. Из-за наложенных ограничений на период Второй мировой войны он практически перестал снимать, зато создал тридцать рисунков, а впоследствии, например, занимался оформлением балета для театра Сары Бернар. С годами Брассаи фотографировал всё реже, однако выпустил несколько книг прозы в том числе автобиографического и биографического характера среди которых есть и воспоминания о Генри Миллере и диалоги с Пабло Пикассо. Это ещё раз подтверждает широчайшую творческую одарённость Брассаи, его целеустремлённость подлинного художника, не знающего рамок и границ.

Автор: Дмитрий Николов

Пара в бистро, 1931. Фотограф Брассаи
Пара в бистро, 1931. Фотограф Брассаи

Bar de la Lune, Монмартр, 1932. Фотограф Брассаи
Bar de la Lune, Монмартр, 1932. Фотограф Брассаи

Праздник, 1932. Фотограф Брассаи
Праздник, 1932. Фотограф Брассаи

Пикассо в образе художника с Жаном Марэ в роли модели, 1944. Фотограф Брассаи
Пикассо в образе художника с Жаном Марэ в роли модели, 1944. Фотограф Брассаи
Первый шар, Париж, 1931-1932. Фотограф Брассаи
Первый шар, Париж, 1931-1932. Фотограф Брассаи

Пара, 1932. Фотограф Брассаи
Пара, 1932. Фотограф Брассаи

Мытье в борделе, около 1932. Фотограф Брассаи
Мытье в борделе, около 1932. Фотограф Брассаи

Монмартр. Фотограф Брассаи
Монмартр. Фотограф Брассаи

Ле Монокль, Бар, около 1932-1933. Фотограф Брассаи
Ле Монокль, Бар, около 1932-1933. Фотограф Брассаи

Зеркальный шкаф в борделе, 1932. Фотограф Брассаи
Зеркальный шкаф в борделе, 1932. Фотограф Брассаи

Вечер высокой моды, 1935. Фотограф Брассаи
Вечер высокой моды, 1935. Фотограф Брассаи

Ярмарка развлечений, 1931. Фотограф Брассаи
Ярмарка развлечений, 1931. Фотограф Брассаи

Члены банды Большого Альберта, 1932. Фотограф Брассаи
Члены банды Большого Альберта, 1932. Фотограф Брассаи

Вечер в Максима, 1973. Фотограф Брассаи
Вечер в Максима, 1973. Фотограф Брассаи

Тушение уличного фонаря на улице Эмиль Ришар, около 1932. Фотограф Брассаи
Тушение уличного фонаря на улице Эмиль Ришар, около 1932. Фотограф Брассаи

Спящий бродяга в Марселе, 1937. Фотограф Брассаи
Спящий бродяга в Марселе, 1937. Фотограф Брассаи

Проститутка, играющая в русский бильярд, бульвар Рошшуар, Монмартр, около 1932. Фотограф Брассаи
Проститутка, играющая в русский бильярд, бульвар Рошшуар, Монмартр, около 1932. Фотограф Брассаи

Прогуливающаяся, Итальянский квартал, 1932. Фотограф Брассаи
Прогуливающаяся, Итальянский квартал, 1932. Фотограф Брассаи

Опиоманка, 1931. Фотограф Брассаи
Опиоманка, 1931. Фотограф Брассаи

Около 1938. Фотограф Брассаи

Женщина, одетая как мужчина в Ле Монокль, Монпарнас, около 1932. Фотограф Брассаи
Женщина, одетая как мужчина в Ле Монокль, Монпарнас, около 1932. Фотограф Брассаи

Вид через мост Руаяль на мост Сольферино, 1933. Фотограф Брассаи
Вид через мост Руаяль на мост Сольферино, 1933. Фотограф Брассаи

Две подруги на Монмартре, 1932. Фотограф Брассаи
Две подруги на Монмартре, 1932. Фотограф Брассаи

Вид на Париж из Нотр-Дама в сторону Отеля Дьё и Тур Сен-Жак, 1933. Фотограф Брассаи
Вид на Париж из Нотр-Дама в сторону Отеля Дьё и Тур Сен-Жак, 1933. Фотограф Брассаи

Эскалье-де-Монмартр, Париж, 1932. Фотограф Брассаи
Эскалье-де-Монмартр, Париж, 1932. Фотограф Брассаи

Эйфелева башня через ворота Трокадеро, 1930. Фотограф Брассаи

Подписывайся на наши группы в соцсетях и получай интересные новости каждый день!

Facebook
https://www.facebook.com/SAVOU.ru

Вконтакте:
https://vk.com/public200231099

Телеграм:
https://t.me/savouru